среда, 5 декабря 2007 г.

Обучая детей конкретным навыкам, мы, взрослые, часто лишаем их шанса сделать собственное открытие.

Деменко Наталья Васильевна, воспитатель высшей квалификационной категории.

Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших свойств природы человека. Поэтому исходным пунктом в нашем дошкольном учреждении служат детские интересы сегодняшнего дня.

Главная цель исследовательского обучения –
формирование у ребенка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Неоднократно было замечено, что для многих педагогов мысль о том, что дошкольник способен пройти через все этапы исследовательской деятельности, на первый взгляд, кажется сомнительной и даже пугающей. Но эти страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная исследовательская работа с детьми.
Последовательность реализации проектной деятельности:
1. Актуализация проблемы (найти проблему и определить направление будущего проекта).
2. Определение сферы проекта (сформировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).
3. Выбор темы проекта (попытаться, как можно строже, обозначить границы проекта).
4. Выработка гипотезы.
5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы).
6. Определить последовательность проведения проекта.
7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).
9. Подготовка отчета (сообщение по результатам проекта).
10. Доклад (защита своей темы публично перед сверстниками и взрослыми).

В реализации проектной деятельности дети научились:
- видеть проблемы;
- задавать вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определения понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперимент;
- структурировать полученный в ходе исследования материал;
- делать выводы и умозаключения;
- доказывать и защищать свои идеи.
Интересно было увидеть то, что сама формулировка проблемы у наших детей возникала лишь тогда, когда проблема была решена. Юные исследователи, начиная поиск, ясно не осознавали, зачем они это делают, и уж тем более не знали, что они найдут в итоге. Выполняя эту часть исследовательской работы с ребенком, мы, педагоги, проявляли гибкость, не требуя от него ясного осознания и формулирования проблемы.
Нашу проблему дети выявляли путем простого наблюдения и элементарного анализа действительности.

Проект объединил:
- тех, кто любит речь;
- тех, кому удобнее себя
выражать в схемах, рисунках,
картах;
- тех, кому очень важно
общение с живыми людьми;
- тех, кто предпочитает
опосредованное общение;
- тех, кому ближе замеры,
измерения, и склонных к
моделированию.

Комментариев нет: