среда, 5 декабря 2007 г.

Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ

Савельева Марина Игнатьевна, заместитель заведующей по воспитательной и методической работе.
Мне, как заместителю заведующей по воспитательной и методической работе на период проведения городской экспериментальной площадки «Развитие проектной и исследовательской деятельности учащихся средствами новых коммуникативно-информационных технологий» приходилось основательно работать над формированием нового педагогического сообщества, владеющего методологией проектной и исследовательской деятельности, а также технологией и грамотной организацией проектно-исследовательской деятельности.
Для успешной проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе требуются серьезная подготовка педагогов к организации проектирования, дидактическое, методическое и материально-техническое обеспечение.
Для этого разработаны рекомендации «Методическая работа в рамках проектной деятельности». Цель которых – развитие проектной культуры в образовательном процессе. Применение данных методических рекомендаций способствовало созданию проектов ДОУ: «Биоценоз березовой рощи поселка Южный», «Организация зимнего сада с использованием фитомодулей».
Поэтому,
управление для меня – процесс прогнозирования, планирования, мотивации, контроля, необходимые для того, чтобы сформулировать цели, а затем добиться их выполнения.
Организационный механизм управления предполагает гласность, инициативность, подотчетность, творческий подход, дисциплину. Я, как руководитель творческой группы, считаю, и убеждена, что управление развитием возможно при обязательном единстве управления и творчества. Причем, творчество должно быть в области всей педагогической теории и практических педагогических находок.

Анализ сегодняшней практики детского сада позволяет сделать выводы:

- немалая часть педагогов признают большие возможности проектной и исследовательской деятельности для развития интеллектуальных, личностных и социальных способностей детей и стремятся реализовать такого рода технологии в учебно-воспитательном процессе;

- с другой стороны, педагоги испытывают значительные трудности, ощущают недостаточную научно-методическую и социально-психологическую готовность реализовать проектно-исследовательские технологии в изменившихся условиях на уровне современного понимания и требований.

Участие в городской экспериментальной площадке дает нам право на следующие заключения:

- у нас сформировалось новое педагогическое сообщество, консолидация наших усилий способствовала грамотной организации проектно-исследовательской деятельности детей;

- у педагогов возник неподдельный интерес к исследовательскому поведению, обучению детей путем создания проблемных ситуаций;

- проектно-исследовательскую деятельность мы определили как «систему обучения, в которой дети приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий»;

- фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования органично вплелась во все виды деятельности;

- мы убеждены, что знания должны приходить к ребенку не только извне, но и рождаться внутри него самого;

- дети стали «открывателями» в процессе познания;

- дети приобрели вкус исследования, навыки исследования (пусть малые), у них стали формироваться основы научного мировоззрения.

Экспериментирование всегда считалось эффективным способом обучения детей. Настало время для широкого внедрения этого метода в практику работы детского сада.

Комментариев нет: