понедельник, 27 апреля 2009 г.

Проект «Волшебница бумага» апрель 2009г.


Современный человек прекрасно понимает мир ребенка – сложный комплекс зрительных, слуховых, осязательный ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет и толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывает творческие способности, заложенные в ребенке с рождения. Помочь ребенку открыть себя наиболее полно могут родители и педагоги. А также создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его красках и проявлениях.
Каждую осень ученики школы № 57 собирают макулатуру. За помощью обращаются к нам, в детский сад. Мы охотно поддерживаем инициативу школьников: из дома приносим старые газеты и журналы. В этом деле принимают участие не только взрослые, но и дети. На школьном дворе происходит прием макулатуры и каждый ребенок видит как много ненужной бумаги собирается. У дошкольников всегда возникает много вопросов: «Зачем бумагу собирают?», «Что с ней будет дальше?», «Куда девают отходы?» …
Интересы детей не остались у нас без внимания. Организовалась группа исследователей.

Так появился проект «Волшебница бумага».
Когда мы говорим о «бумаге» то каждый из педагогов знает, что это самый распространенный в работе с детьми материал. Но не всегда мы, взрослые, используем его возможности. Работая с «бумагой», ребенок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор.
Проект «Волшебница бумага» доступен и интересен детям старшего дошкольного возраста. Он повышает интерес детей к окружающей действительности.
Наметили план деятельности:
- Познакомиться с бумагой: узнать, как делают бумагу; какой бывает бумага; что можно сделать из бумаги, с помощью различных источников: энциклопедий, книг, экспериментов, наблюдений, опытов, рассказов взрослых…;
- Организовать мини-музей книги;
- Изготовить костюмы из бросового материала и провести бал сказочных персонажей;
- Оформить коллаж «Живая бумага» (оригами);
- Организовать выставку поделок из бумаги « Волшебные фигурки»;
- Нарисовать плакат-схему «круговорот» бумаги;
- Выпустить фотоальбом «Волшебница бумага»;
- Донести до родителей важность и интерес нового вида деятельности. Провести разъяснительную работу, дать рекомендации, консультации по оказанию действенной помощи детям в реализации их проекта.

Цельпроекта:
формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге.
Дать ребенку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин. Развивать образное представление о возможностях предметов, учиться конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты их использования.
Задачи проекта:
1. Обратить внимание дошкольников на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни;
2. Познакомить детей со свойствами и особенностями бумаги в различных изделиях и постараться открыть ее новые возможности;
3. Обратить внимание на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью;
4. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную активность;
5. Активизировать личностную позицию ребенка.

Детьми были выбраны темы индивидуальных исследований:
• «Это интересно» история возникновения бумаги,
свойства бумаги, авторы - Настя Баринова, 7 лет,
Артем Доронин, 7 лет;
• « Живая бумага» вторая жизнь бумаги – аппликации,
оригами, поделки из бросового материала…,
авторы - Маша Денисова, 7 лет,
Кристина Мартынушкина, 7 лет;
• «Удивительный мир книг»,

автор – Кирилл Подлегаев, 6 лет.

Распределение работы по этапам проекта:
1этап – мотивационно - ориентировочный (подготовительный).
Мотивом для поисковой, творческой, учебно-познавательной деятельности дошкольника для нас, педагогов является учебная или воспитательная задача, а для ребенка это «проблемный вопрос», который он сам «придумал» и «озвучил». Здесь мы обращаем внимание на то, что проблема, лежащая в основе, должна быть «четкой», то есть ребенок должен иметь объективную возможность ее разрешить. И для нас это важно, так как определяя свою проблему, ребенок перестает быть исполнителем отдельных заданий. Он может осмысленно двигаться вперед, ощущая свою значимость, имея возможность выбрать свой путь.

2 этап – поисковый.
В результате вопросно – ответной беседы, организованной педагогом, составляем план работы по каждой теме исследования. В некоторых случаях этот план непосредственно связан с вопросами, на которые ребенку нужно ответить. Но за частую детям бывает необходимо определить какими знаниями, умениями, материалами они обладают для решения своей проблемы. Для них задаем вопросы: что им необходимо выяснить, чему научиться, какую работу выполнить, что для этого потребуется? На этом этапе задание и разные виды работ стараемся распределить в соответствии с детскими интересами, их возможностями, приоритетами их развития. Здесь же детьми выдвигаются гипотезы (выдвижение множества гипотез - догадок это попытки предугадать ожидаемые результаты) и составляются планы - действий, которые мы стараемся сделать наглядными. Это нужно для того, чтобы сохранить в сознании детей задуманное, помнить проблему своей работы….

3 этап - практический.
Согласно плану - действий вместе с детьми выбираем разные формы работы. Для этого используем рабочую тетрадь А.И.Савенкова «Я – исследователь».
Здесь стараемся научить детей с помощью определенных заданий планировать свою предстоящую работу, организовывать совместную работу в паре, в группе, т.е. работать в команде. А так же не отступать от намеченного плана.
Мы предлагаем детям следующие комбинации вопросов: с чего стоит начать работу; что тебе кажется важным: быстрота выполнения, аккуратность, интересно, красота; как ты будешь действовать, расскажи по порядку; что тебе пригодиться для твоей работы?

4 этап – рефлексивный.
На этом этапе учим детей осмысливать проделанную работу, видеть ее составляющие. Предлагаем детям вопросы и задания, формирующие навык самоконтроля, продуктивные подходы к самооценке:
- Как ты задумал выполнить работу?
- Расскажи по порядку, как ты действовал?
- Кому бы тебе хотелось рассказать о своих успехах?
- Что (какое качество, черта твоего характера) помогло тебе справиться с работой?
- Что у тебя получилось лучше всего (хуже)?
- Что было в этой работе самым трудным, интересным, веселым, приятным, загадочным?
- Какие знания и умения пригодились тебе для того, чтобы справиться?
- Что ты узнал нового? Чему научился?

Обращение к рефлексивным заданиям происходит систематически. Таким образом, мы предлагаем ребенку осмыслить и оценить не только результат, но и ход своей деятельности, уловить момент собственного развития в процессе работы и увидеть его пути. Детям предоставляем возможность сконцентрироваться на ощущении радости от свершенных открытий, своих достижений, новых приобретений, ощущении собственной значимости. А, мы взрослые, стараемся создать для детей ситуацию «успешности» и мотивировать их для дальнейшей деятельности.
5 этап – заключительный.
Презентация проекта «Волшебница бумага». Мы обсуждаем с детьми вопрос о том, как бы он хотел представить результат своей проектной деятельности. Как правило, наши дети делают краткие сообщения о своей работе с использованием наглядного материала: фотоальбом, плакаты, схемы, поделки…

Проектная деятельность обеспечивает развивающее воздействие обучения за счет постепенного увеличения доли самостоятельности детей в каждом виде деятельности.
Для популяризации детских проектов был составлен план взаимодействия с родителями. Были предложены примерные задания и вопросы совместной деятельности родителей с детьми дома. Для разъяснения актуальности предлагаемой темы проекта были составлены и проведены консультации с родителями. На родительских собраниях обсуждались возникающие трудности, и происходил обмен накопленным опытом. Родители принимали активное участие в обогащении предметно-развивающей среды, вовлекались в выполнение творческих домашних заданий.

Наши юные исследователи преодолевают разные преграды на своем пути. Самое главное – они верят, что достигнут намеченной цели. Стремятся к ней, невзирая на трудности. Верят в себя, в то, что они – настоящие исследователи!
А мы – взрослые – педагоги, родители, стараемся подвести детей к их самостоятельным открытиям новых знаний о мире.

Комментариев нет: