понедельник, 21 июня 2010 г.

Проект «Эта удивительная соль»

         Дошкольное детство – очень любознательный возраст. Доказательством тому служат нескончаемые вопросы.

Что такое соль? Откуда она берется? Как ее добывают? Или готовят? Почему море соленое? Интересно…

Почему соль? Чем смогла заинтересовать детей обычная соль? Что в ней необычного? Почему не сахар или другой продукт?

А все очень просто. Делясь впечатлениями после летнего отдыха, Валера Чикиринда принес фотографии и рассказал о своей поездке с родителями на соленое озеро Баскунчак, что в двухстах километрах от Волгограда, где живет его бабушка. Еще он рассказал, что они с папой провели целое расследование, и узнали о соли очень много нового. А потом мы посмотрели видеосюжет из семейного архива. Дети были в восторге и не могли поверить своим глазам, что вокруг озера не песок, не трава, а обыкновенная соль. С этого все и началось. Ребята продолжали задавать вопросы и воспитателям, и родителям. Тогда мы решили, что все желающие тоже могут начать исследования, чтобы самостоятельно найти ответы на все интересующие их вопросы.      

 Так возник проект «Эта удивительная соль».

Тема показалась нам необычной и очень оригинальной. В работу включились и дети, и родители, и воспитатели.

 Проект объединил два индивидуальных исследования:

·        «Почему соль соленая и такая разная?» - Мягков Даниил, 7 лет

·        «Волшебница соль» («Разве соль волшебница?») – Бирюков Даниил, 6 лет

 

Цель проекта: Формировать представление о соли как   необходимом для человека продукте.

 

Задачи:

1.     Выяснить, откуда берется соль.

2.     Узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без нее? Почему соль разная?

3.     Исследовать свойства соли опытным путем.

4.     Найти сведения о соли в разных художественных произведениях.

5.     Стимулировать познавательную активность, создавать условия для исследовательской деятельности.

6.     Развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей.

7.     Развивать воображение, любознательность, уверенность в своих силах.

8.     Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, образных выражений.

 

По доминирующему методу проект носит исследовательский, творческий характер.

По характеру содержания – ребенок – взрослый.

По характеру контактов – разновозрастной.

По количеству участников – групповой.

По продолжительности – среднесрочный.

 

Этапы проекта

 

1.     Начальный этап – проектирование (сентябрь).

Беседы («Что такое соль и для чего она нужна?», «Что мы хотим узнать о соли?», «Где можно найти нужную информацию»);

рассматривание энциклопедий, чтение книг;

формулировка проблемных вопросов;

выдвижение гипотез;

планирование работы.

Дети учатся самостоятельно задавать вопросы, выдвигать гипотезы, формулировать тему, планировать свою работу.

 Чем больше вопросов, тем больше исходного материала для последующего анализа.

 

Наметили план: (октябрь)

1.     Собрать как можно больше сведений о соли из разных источников информации.

2.     Познакомиться с художественными произведениями, где речь идет о соли (Сказки, рассказы, пословицы, поговорки, загадки и т.п.)

3.     Исследовать, почему соль бывает разного цвета.

4.     Самостоятельно вырастить кристаллы соли.

5.     Сделать фотографии.

6.     С помощью взрослых составить презентации: «Эта удивительная соль», «Такая разная соль».

 

2.     Технологический этап (реализация проекта) (ноябрь).

сбор информации из разных источников (энциклопедии, словари, рассказы взрослых, самостоятельные суждения, телепередачи, Интернет);

Соляная шахта в Чехии (27 фото), photo:5

беседы («Соль в пословицах, поговорках, загадках», «Какая бывает соль?»);

сбор образцов соли (морская пищевая, поваренная, каменная, йодированная, «Экстра», соль для ванн);

опыты («Растворяется ли соль в воде?», «Как влияет соль на свойства воды?», «Куда девается соль при испарении?», «Выращивание кристаллов»);

 

    

 

    

 

 

наблюдения («Как мама использует соль?»);

 

3.     Рефлексивный этап (декабрь).

обобщение и систематизация полученных знаний;

фиксирование результатов полученных знаний (фотоальбом, полезные советы, памятка «Как вырастить кристалл?», выращенные кристаллы, слайды «Соляные пещеры»);

формулирование выводов;

подготовка и проведение презентации.

 

Заключительный этап проекта – грамотный и интересный рассказ о проведенном исследовании всем интересующимся людям (детям, родителям, воспитателям).

 

4. Перспектива:

 

Даниил Бирюков: «Мы с родителями решили, что обязательно посетим соляные пещеры в Польше».

 

Даниил Мягков: «Я узнал, что кристаллы соли бывают разной формы. Я хочу  вырастить из морской соли снежинку».

1 комментарий:

Александр Дружков комментирует...

В развитие темы: вот здесь собрано довольно много рекомендаций по процедуре выращивания кристаллов соли.