понедельник, 21 июня 2010 г.

Проект март-апрель 2010 «Цвет и свет»


                                                        Познание начинается с того, что обыденно

                                                                                                                     Платон

 

Ребенок открыт всему миру. Путь дошкольника – очень ответственный. Он трудный и радостный, здесь много разных встреч и открытий. Ребенок реагирует на впечатления от конкретного события, действия, человека. Все, что происходит в непосредственном окружении  малыша, преобразуется в его душе. Все, что нам, взрослым, уже знакомо, до конца понятно, объяснено, ребенок видит впервые. Открыть перед малышом мир, в который он пришел, помочь не потеряться в нем. Воспринимать добро, красоту с трепетом и улыбкой – это то, что волнует нас – педагогов.

         В течение круглого года знакомим детей с природой, поручаем им уход за растениями, животными. Общение с природой обогащает ребенка, создает богатые возможности для чувственного познания свойств света и цвета. Дети видят, какие цвета существуют в природе, что цвет может привлекать, прятать, отпугивать. Свои впечатления об увиденном дети оставляют в рисунке. Яркие, красочные рисунки привлекают, радуют детей. Так у наших воспитанников появились вопросы: «Где мы взяли краски для карандашей?», «Какой цвет встречается чаще или главный цвет – коричневый?»…

         Обсуждая с детьми, какие есть части суток, чем отличаются, что может осветить предметы, когда в природе темно, детей заинтересовало: «Почему свет такой разный?»

         Проблемные вопросы детей не остались без внимания. Так появился проект «Цвет и свет».

 

Цель: формирование у детей основ знаний и представлений о цвете и свете.

Дать ребенку элементарные знания о физической теории света. Помочь открыть для себя волшебный мир красок, насладиться палитрой цветовых гамм и их сочетанием.

     Задачи:

1.     Обратить внимание дошкольников на значение света;

2.     Создать коллекцию источников света;

3.     Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру;

4.     Выявить, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него;

5.     Познакомить с механизмом образования цвета;

6.     Выяснить, какой цвет в природе самый распространенный;

7.     Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную активность;

8.     Активизировать личностные позиции у ребенка.

 

По доминирующему методу проект носит исследовательский характер.

     По содержанию – межпредметный характер (ознакомление с окружающим миром, сенсомоторное развитие дошкольников, физика для дошкольников, изодеятельность, развитие речи…)

     По характеру участия – ребенок-участник проекта от зарождения идеи до получения результата.

     По характеру контактов – осуществляется внутри одной возрастной группы.

     По количеству участников – групповой.

По продолжительности – краткосрочный.

 

Распределение работы по этапам проекта:

 

1 этап – мотивационно-ориентировочный (подготовительный)

Мотивом для поисковой, творческой, учебно-познавательной деятельности дошкольника для нас, педагогов, является учебная или воспитательная задача, а для ребенка это «проблемный вопрос», который он сам «придумал» и «озвучил». Здесь мы обращаем внимание на то, что проблема, лежащая в основе, должна быть «четкой», т.е. ребенок должен иметь объективную возможность ее разрешить. Для нас это важно, так как, определяя свою проблему, ребенок перестает быть исполнителем отдельных заданий. Он может осмысленно двигаться вперед, ощущая свою значимость, имея возможность выбрать свой путь.

 

 Детьми были выбраны темы индивидуальных исследований:

 

·        «Где мы взяли краски для карандашей?», 

автор - Егор Красильников, 5 лет

·        «Какой цвет встречается чаще или главный цвет – коричневый?»,

автор – Егор Правдин, 5 лет

·        « Свет бывает разный?»,                                  

автор – Аня Алексеева, 6 лет

 

2 этап – поисковый

В результате вопросно-ответной беседы, организованной педагогом, составляем план работы по темам исследования.

Наметили план деятельности:

- познакомиться со значением света, с источником света (солнце, фонарик, свеча, лампа);

- показать, что свет не проходит не через прозрачные предметы;

- понять, что неосвещенность предмета зависит от силы источника и удаления от него;

- увидеть и понять, что свет имеет много цветов;

- познакомиться с основными цветами, с получением промежуточных цветов путем смешивания красок;

- подвести итоги;

- подготовиться к защите

 

                   с помощью различных источников:

·        Энциклопедий,

·        Книг,

·        Экспериментов,

·        Наблюдений,

·        Опытов,

·        Рассказов взрослых,

·        Обратиться к компьютеру,

·        Экскурсий в школу, библиотеку,

·        Подумать самому,

·        Посмотреть кино- и телефильмы

Здесь же детьми выдвигаются гипотезы.

Гипотеза Егора Красильникова: «Возможно, краски для карандашей мы взяли у прекрасных цветов. А может быть у радуги».

Гипотеза Егора Правдина: «Я думаю, коричневый цвет помогает насекомым спрятаться, а людям может быть  спокойно от этого цвета», «Мне кажется, что вокруг нас много коричневого, ведь это цвет Земли».

Гипотеза Ани Алексеевой: «Наверное, свет для того разный, чтобы нравиться людям», «Если солнышко погаснет, что может заменить его».

 

3 этап – практический.

Согласно плану - действий вместе с детьми выбираем разные формы работы. Для этого используем рабочую тетрадь А.И.Савенкова «Я - исследователь».

Здесь стараемся научить детей с помощью определенных заданий планировать свою предстоящую работу, организовывать совместную работу в паре, в группе, т.е. в команде. А так же не отступать от намеченного плана. Мы предлагаем детям следующие комбинации вопросов: с чего стоит начать работу; что тебе кажется важным: быстрота выполнения, аккуратность, интересно, красота; как ты будешь действовать, расскажи по порядку; что тебе пригодиться для твоей работы?

«Где мы взяли краски для карандашей?», 

автор - Егор Красильников, 5 лет

«Какой цвет встречается чаще или главный цвет – коричневый?»,

автор – Егор Правдин, 5 лет

« Свет бывает разный?»,                                   

автор – Аня Алексеева, 6 лет

 

4 этап – рефлексивный.

На этом этапе учим детей осмысливать проделанную работу, вдеть ее составляющие. Предлагаем детям вопросы и задания, формирующие навык самоконтроля, продуктивные подходы к самооценке:

- Как ты задумал выполнить работу?

- Расскажи по порядку, как ты действовал?

- Кому бы тебе хотелось рассказать о своих успехах?

- Что (какое качество, черта твоего характера) помогло тете справиться с работой?

- Что у тебя получилось лучше всего (хуже)?

- Что было в этой работе самым трудным, интересным, веселым, приятным, загадочным?

- Какие знания и умения пригодились тебе для того, чтобы справиться?

- Что ты узнал нового? Чему научился?

Обращение к рефлексивным заданиям происходит систематически. Таким образом, мы предлагаем ребенку осмыслить и оценить не только результат, но и ход своей деятельности, уловить момент собственного развития в процессе работы и увидеть его пути. Детям предоставляем возможность сконцентрироваться на ощущении радости свершенных открытий, своих достижений, новых приобретений, ощущений собственной значимости. А, мы, взрослые, стараемся создать для детей ситуацию «успешности» и мотивировать их для дальнейшей деятельности.

 

5 этап – заключительный.

Презентация проекта «Свет и цвет».

Мы обсуждаем с детьми вопрос о том, как бы он хотел представить результат своей проектной деятельности. Как правило, наши дети делают краткие общения о своей работе с использованием наглядного материала.

 

·        Егор Красильников - создание выставки детских рисунков,

·        Егор Правдин - создание мини-музея,

·        Аня Алексеева - оформление фото-коллажа, план-схемы

 

Для популяризации детских проектов был составлен план взаимодействия с родителями. Были предложены примерные задания и вопросы совместной деятельности родителей с детьми дома. Для разъяснения актуальности предлагаемой темы проекта были составлены и проведены консультации с родителями. На родительских собраниях обсуждались возникающие трудности, и происходил обмен накопленным опытом. Родители принимали активное участие в обогащении предметно-развивающей среды, вовлекались в выполнении творческих домашних заданий.

Наши юные исследователи преодолевают разные преграды на своем пути. Самое главное – они верят, что достигнут намеченной цели. Стремятся к ней, невзирая на трудности. Верят в себя, в то, что они – настоящие исследователи!

Комментариев нет: