понедельник, 21 июня 2010 г.

Проект «Эта удивительная соль»

         Дошкольное детство – очень любознательный возраст. Доказательством тому служат нескончаемые вопросы.

Что такое соль? Откуда она берется? Как ее добывают? Или готовят? Почему море соленое? Интересно…

Почему соль? Чем смогла заинтересовать детей обычная соль? Что в ней необычного? Почему не сахар или другой продукт?

А все очень просто. Делясь впечатлениями после летнего отдыха, Валера Чикиринда принес фотографии и рассказал о своей поездке с родителями на соленое озеро Баскунчак, что в двухстах километрах от Волгограда, где живет его бабушка. Еще он рассказал, что они с папой провели целое расследование, и узнали о соли очень много нового. А потом мы посмотрели видеосюжет из семейного архива. Дети были в восторге и не могли поверить своим глазам, что вокруг озера не песок, не трава, а обыкновенная соль. С этого все и началось. Ребята продолжали задавать вопросы и воспитателям, и родителям. Тогда мы решили, что все желающие тоже могут начать исследования, чтобы самостоятельно найти ответы на все интересующие их вопросы.      

 Так возник проект «Эта удивительная соль».

Тема показалась нам необычной и очень оригинальной. В работу включились и дети, и родители, и воспитатели.

 Проект объединил два индивидуальных исследования:

·        «Почему соль соленая и такая разная?» - Мягков Даниил, 7 лет

·        «Волшебница соль» («Разве соль волшебница?») – Бирюков Даниил, 6 лет

 

Цель проекта: Формировать представление о соли как   необходимом для человека продукте.

 

Задачи:

1.     Выяснить, откуда берется соль.

2.     Узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без нее? Почему соль разная?

3.     Исследовать свойства соли опытным путем.

4.     Найти сведения о соли в разных художественных произведениях.

5.     Стимулировать познавательную активность, создавать условия для исследовательской деятельности.

6.     Развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей.

7.     Развивать воображение, любознательность, уверенность в своих силах.

8.     Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, образных выражений.

 

По доминирующему методу проект носит исследовательский, творческий характер.

По характеру содержания – ребенок – взрослый.

По характеру контактов – разновозрастной.

По количеству участников – групповой.

По продолжительности – среднесрочный.

 

Этапы проекта

 

1.     Начальный этап – проектирование (сентябрь).

Беседы («Что такое соль и для чего она нужна?», «Что мы хотим узнать о соли?», «Где можно найти нужную информацию»);

рассматривание энциклопедий, чтение книг;

формулировка проблемных вопросов;

выдвижение гипотез;

планирование работы.

Дети учатся самостоятельно задавать вопросы, выдвигать гипотезы, формулировать тему, планировать свою работу.

 Чем больше вопросов, тем больше исходного материала для последующего анализа.

 

Наметили план: (октябрь)

1.     Собрать как можно больше сведений о соли из разных источников информации.

2.     Познакомиться с художественными произведениями, где речь идет о соли (Сказки, рассказы, пословицы, поговорки, загадки и т.п.)

3.     Исследовать, почему соль бывает разного цвета.

4.     Самостоятельно вырастить кристаллы соли.

5.     Сделать фотографии.

6.     С помощью взрослых составить презентации: «Эта удивительная соль», «Такая разная соль».

 

2.     Технологический этап (реализация проекта) (ноябрь).

сбор информации из разных источников (энциклопедии, словари, рассказы взрослых, самостоятельные суждения, телепередачи, Интернет);

Соляная шахта в Чехии (27 фото), photo:5

беседы («Соль в пословицах, поговорках, загадках», «Какая бывает соль?»);

сбор образцов соли (морская пищевая, поваренная, каменная, йодированная, «Экстра», соль для ванн);

опыты («Растворяется ли соль в воде?», «Как влияет соль на свойства воды?», «Куда девается соль при испарении?», «Выращивание кристаллов»);

 

    

 

    

 

 

наблюдения («Как мама использует соль?»);

 

3.     Рефлексивный этап (декабрь).

обобщение и систематизация полученных знаний;

фиксирование результатов полученных знаний (фотоальбом, полезные советы, памятка «Как вырастить кристалл?», выращенные кристаллы, слайды «Соляные пещеры»);

формулирование выводов;

подготовка и проведение презентации.

 

Заключительный этап проекта – грамотный и интересный рассказ о проведенном исследовании всем интересующимся людям (детям, родителям, воспитателям).

 

4. Перспектива:

 

Даниил Бирюков: «Мы с родителями решили, что обязательно посетим соляные пещеры в Польше».

 

Даниил Мягков: «Я узнал, что кристаллы соли бывают разной формы. Я хочу  вырастить из морской соли снежинку».

Проект «Экспедиция: В воде родится, а воды боится»

         Три года  подряд мы всей семьей ездим на соленое озеро Баскунчак. Когда мы приехали туда в первый раз, мне стало интересно, почему берега покрыты солью? Почему кругом соль? Откуда она берется? И почему вода такая соленая?

Я подумал, что соль откуда – то привезли. Но родители мне рассказали, что на самом деле ее никто не привозил, она здесь появилась сама.  Но как? Тогда меня это не интересовало.

 Позже я узнал, что соль здесь добывают и отвозят в магазины. А мы ее покупаем и солим пищу.

На этом озере мы побывали еще два раза. А прошлым летом, когда я подрос,   мы с папой решили провести свое исследование и узнать, откуда берется соль, и какой путь проходит она от озера до нашего стола.  Мы разработали план действий, и, когда этим летом снова поехали на озеро, чтобы отдохнуть и полечиться, мы решили, что эта поездка будет экспедицией, в которой мы постараемся узнать как можно больше о соли и решим целый ряд задач. Заранее мы подготовили все, что нам понадобится: емкость для воды, контейнер для соли, записную книжку, лупу, видеокамеру и фотоаппарат.

 

Актуальность нашей  экспедиции заключается в сочетании задач отдыха и оздоровления с содержательной деятельностью с использованием исследований.

 

Проект  «Экспедиция: В воде родится, а воды боится»

 

Цель: Выяснить, как соль из озера попадает на прилавки магазинов и к нам на стол.

 

Задачи:

·        Узнать, как рождается соль;

·        Узнать, как добывают соль на озере Баскунчак

·        Выяснить, почему не везде можно добывать соль;

·        Узнать, почему не добывают соль в Рязани;

·        Изучить, для чего нужна соль;

·        Привезти воду из озера и соль, чтобы показать своим друзьям;

·        Сделать фотографии;

·        Рассказать детям и взрослым об озере Баскунчак.

 

По доминирующему методу проект носит исследовательский, творческий характер.

По характеру содержания – ребенок – взрослый.

По характеру контактов – разновозрастной.

По количеству участников – семейный

По продолжительности – среднесрочный.

 

 

 

Наметили план: (май)

1.     Собрать предварительную информацию из разных  источников (из книг, компьютера, расспросить у взрослых, подумать самому);

2.     Собрать материал для самостоятельной опытно – экспериментальной работы (вода из озера, соль);

3.     Укрепить здоровье всей семьи;

4.     Сделать фотографии.

5.     С помощью взрослых составить презентацию

 

Этапы проекта

 

1.     Начальный этап – проектирование (июнь).

      рассматривание соли;

 

        

 

      получение информации из энциклопедий, книг;

      наблюдения (во время поездки - экспедиции)

формулировка проблемных вопросов;

выдвижение гипотез;

планирование дальнейшей работы.

 

  

 

 

 

2.     Технологический этап (реализация проекта) - (июль).

 

сбор информации из разных источников (энциклопедии, словари, рассказы взрослых, самостоятельные суждения, телепередачи, Интернет);

беседы («Почему кругом соль?», «Почему вода соленая?»,  «Куда девается соль при испарении?», «Какая сила выталкивает нас из озера?»);

 

                                 

 

сбор проб соли  и воды из озера (для исследования, для показа друзьям);

опыты ( «Куда девается соль при испарении?»);

наблюдения («Как добывают соль?», «Что происходит, когда выходишь из воды?», «Как ведут себя люди в воде?»;

изобразительная деятельность (зарисовки «Добыча соли»)

 

         

 

3.     Рефлексивный этап (август - сентябрь).

 

обобщение и систематизация полученных знаний;

фиксирование результатов полученных знаний (фотоальбом, полезные советы);

формулирование выводов;

подготовка и проведение презентации.

 

Заключительный этап проекта – рассказ о проведенном исследовании друзьям и воспитателям, показ фотографий, видеозаписи, соли и воды, привезенной с озера Баскунчак

    

      4. Перспектива: Нам стало известно, что солевые озера есть в Калмыкии и в других местах. В будущем мы планируем побывать и продолжить свои наблюдения и там.

Проект март-апрель 2010 «Цвет и свет»


                                                        Познание начинается с того, что обыденно

                                                                                                                     Платон

 

Ребенок открыт всему миру. Путь дошкольника – очень ответственный. Он трудный и радостный, здесь много разных встреч и открытий. Ребенок реагирует на впечатления от конкретного события, действия, человека. Все, что происходит в непосредственном окружении  малыша, преобразуется в его душе. Все, что нам, взрослым, уже знакомо, до конца понятно, объяснено, ребенок видит впервые. Открыть перед малышом мир, в который он пришел, помочь не потеряться в нем. Воспринимать добро, красоту с трепетом и улыбкой – это то, что волнует нас – педагогов.

         В течение круглого года знакомим детей с природой, поручаем им уход за растениями, животными. Общение с природой обогащает ребенка, создает богатые возможности для чувственного познания свойств света и цвета. Дети видят, какие цвета существуют в природе, что цвет может привлекать, прятать, отпугивать. Свои впечатления об увиденном дети оставляют в рисунке. Яркие, красочные рисунки привлекают, радуют детей. Так у наших воспитанников появились вопросы: «Где мы взяли краски для карандашей?», «Какой цвет встречается чаще или главный цвет – коричневый?»…

         Обсуждая с детьми, какие есть части суток, чем отличаются, что может осветить предметы, когда в природе темно, детей заинтересовало: «Почему свет такой разный?»

         Проблемные вопросы детей не остались без внимания. Так появился проект «Цвет и свет».

 

Цель: формирование у детей основ знаний и представлений о цвете и свете.

Дать ребенку элементарные знания о физической теории света. Помочь открыть для себя волшебный мир красок, насладиться палитрой цветовых гамм и их сочетанием.

     Задачи:

1.     Обратить внимание дошкольников на значение света;

2.     Создать коллекцию источников света;

3.     Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру;

4.     Выявить, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него;

5.     Познакомить с механизмом образования цвета;

6.     Выяснить, какой цвет в природе самый распространенный;

7.     Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную активность;

8.     Активизировать личностные позиции у ребенка.

 

По доминирующему методу проект носит исследовательский характер.

     По содержанию – межпредметный характер (ознакомление с окружающим миром, сенсомоторное развитие дошкольников, физика для дошкольников, изодеятельность, развитие речи…)

     По характеру участия – ребенок-участник проекта от зарождения идеи до получения результата.

     По характеру контактов – осуществляется внутри одной возрастной группы.

     По количеству участников – групповой.

По продолжительности – краткосрочный.

 

Распределение работы по этапам проекта:

 

1 этап – мотивационно-ориентировочный (подготовительный)

Мотивом для поисковой, творческой, учебно-познавательной деятельности дошкольника для нас, педагогов, является учебная или воспитательная задача, а для ребенка это «проблемный вопрос», который он сам «придумал» и «озвучил». Здесь мы обращаем внимание на то, что проблема, лежащая в основе, должна быть «четкой», т.е. ребенок должен иметь объективную возможность ее разрешить. Для нас это важно, так как, определяя свою проблему, ребенок перестает быть исполнителем отдельных заданий. Он может осмысленно двигаться вперед, ощущая свою значимость, имея возможность выбрать свой путь.

 

 Детьми были выбраны темы индивидуальных исследований:

 

·        «Где мы взяли краски для карандашей?», 

автор - Егор Красильников, 5 лет

·        «Какой цвет встречается чаще или главный цвет – коричневый?»,

автор – Егор Правдин, 5 лет

·        « Свет бывает разный?»,                                  

автор – Аня Алексеева, 6 лет

 

2 этап – поисковый

В результате вопросно-ответной беседы, организованной педагогом, составляем план работы по темам исследования.

Наметили план деятельности:

- познакомиться со значением света, с источником света (солнце, фонарик, свеча, лампа);

- показать, что свет не проходит не через прозрачные предметы;

- понять, что неосвещенность предмета зависит от силы источника и удаления от него;

- увидеть и понять, что свет имеет много цветов;

- познакомиться с основными цветами, с получением промежуточных цветов путем смешивания красок;

- подвести итоги;

- подготовиться к защите

 

                   с помощью различных источников:

·        Энциклопедий,

·        Книг,

·        Экспериментов,

·        Наблюдений,

·        Опытов,

·        Рассказов взрослых,

·        Обратиться к компьютеру,

·        Экскурсий в школу, библиотеку,

·        Подумать самому,

·        Посмотреть кино- и телефильмы

Здесь же детьми выдвигаются гипотезы.

Гипотеза Егора Красильникова: «Возможно, краски для карандашей мы взяли у прекрасных цветов. А может быть у радуги».

Гипотеза Егора Правдина: «Я думаю, коричневый цвет помогает насекомым спрятаться, а людям может быть  спокойно от этого цвета», «Мне кажется, что вокруг нас много коричневого, ведь это цвет Земли».

Гипотеза Ани Алексеевой: «Наверное, свет для того разный, чтобы нравиться людям», «Если солнышко погаснет, что может заменить его».

 

3 этап – практический.

Согласно плану - действий вместе с детьми выбираем разные формы работы. Для этого используем рабочую тетрадь А.И.Савенкова «Я - исследователь».

Здесь стараемся научить детей с помощью определенных заданий планировать свою предстоящую работу, организовывать совместную работу в паре, в группе, т.е. в команде. А так же не отступать от намеченного плана. Мы предлагаем детям следующие комбинации вопросов: с чего стоит начать работу; что тебе кажется важным: быстрота выполнения, аккуратность, интересно, красота; как ты будешь действовать, расскажи по порядку; что тебе пригодиться для твоей работы?

«Где мы взяли краски для карандашей?», 

автор - Егор Красильников, 5 лет

«Какой цвет встречается чаще или главный цвет – коричневый?»,

автор – Егор Правдин, 5 лет

« Свет бывает разный?»,                                   

автор – Аня Алексеева, 6 лет

 

4 этап – рефлексивный.

На этом этапе учим детей осмысливать проделанную работу, вдеть ее составляющие. Предлагаем детям вопросы и задания, формирующие навык самоконтроля, продуктивные подходы к самооценке:

- Как ты задумал выполнить работу?

- Расскажи по порядку, как ты действовал?

- Кому бы тебе хотелось рассказать о своих успехах?

- Что (какое качество, черта твоего характера) помогло тете справиться с работой?

- Что у тебя получилось лучше всего (хуже)?

- Что было в этой работе самым трудным, интересным, веселым, приятным, загадочным?

- Какие знания и умения пригодились тебе для того, чтобы справиться?

- Что ты узнал нового? Чему научился?

Обращение к рефлексивным заданиям происходит систематически. Таким образом, мы предлагаем ребенку осмыслить и оценить не только результат, но и ход своей деятельности, уловить момент собственного развития в процессе работы и увидеть его пути. Детям предоставляем возможность сконцентрироваться на ощущении радости свершенных открытий, своих достижений, новых приобретений, ощущений собственной значимости. А, мы, взрослые, стараемся создать для детей ситуацию «успешности» и мотивировать их для дальнейшей деятельности.

 

5 этап – заключительный.

Презентация проекта «Свет и цвет».

Мы обсуждаем с детьми вопрос о том, как бы он хотел представить результат своей проектной деятельности. Как правило, наши дети делают краткие общения о своей работе с использованием наглядного материала.

 

·        Егор Красильников - создание выставки детских рисунков,

·        Егор Правдин - создание мини-музея,

·        Аня Алексеева - оформление фото-коллажа, план-схемы

 

Для популяризации детских проектов был составлен план взаимодействия с родителями. Были предложены примерные задания и вопросы совместной деятельности родителей с детьми дома. Для разъяснения актуальности предлагаемой темы проекта были составлены и проведены консультации с родителями. На родительских собраниях обсуждались возникающие трудности, и происходил обмен накопленным опытом. Родители принимали активное участие в обогащении предметно-развивающей среды, вовлекались в выполнении творческих домашних заданий.

Наши юные исследователи преодолевают разные преграды на своем пути. Самое главное – они верят, что достигнут намеченной цели. Стремятся к ней, невзирая на трудности. Верят в себя, в то, что они – настоящие исследователи!