среда, 10 марта 2010 г.

Проект «Дедушка «АУ»

В наш век технического прогресса человека все сильнее тянет к природе. Как приятно после городского шума и пыли насладится звуками и запахами леса! Однако, по воле случая или по неопытности, каждый  из нас может попасть в сложную ситуацию и остаться один на один с природой. Главная проблема заключается в том, что многие люди совершенно теряются, оставшись без продуктов, медикаментов, средств связи, ориентирования.

         Это может случиться с любым человеком, а особенно с ребёнком, лишенным элементарного жизненного опыта. Поэтому очень важно научить дошкольника правильно вести себя в этой ситуации.  Забота о сохранности детской жизни – важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства. Участившиеся в последнее время трагические случаи травматизма детей в лесу и анализ причин их возникновения убеждают нас педагогов в необходимости систематической работы над данной проблемой.

             Любая человеческая деятельность, в том числе управление психологическим и культурным развитием  дошкольника, начинается с изучения реальной обстановки. Как педагог, я наблюдала  за своими воспитанниками, старалась заметить все происходящие с ними перемены. Слушала о чём говорят дети, старалась не пропустить нечто важное, не оставляла  без внимания достижения своих воспитанников. Это позволило мне своевременно выявить детские проблемы, их интересы. Осознание информации, собранной из бесед, ежедневных наблюдений за детьми, выявления зон особого внимания является важнейшим условием проектирования.

Так осенью этого учебного года возник проект «Дедушка «АУ»

Выбор темы проекта проходил через мини-курсы. С детьми были проведены ряд занятий: «Взаимодействие человека с окружающим миром», «Опасные и безопасные ситуации», «Учусь принимать решения в опасной ситуации»; бесед, просмотр фильмов. Исходя из представляемого познавательного материала, у детей возникала потребность к получению новых знаний по данной теме. Осваивая методику мини - курса ребёнок постепенно превратился из «слушателя в собеседника» (имея свой собственный опыт), а затем и в «исследователя», так как тема стала интересна ребёнку, она увлекает его. Искусство взрослого при проведении данной работы в том и состоит, чтобы помочь ребёнку сделать такой выбор, который он бы считал «своим выбором».

Исходя из проблемы, выдвинутой детьми,  поставили следующие педагогические задачи:

1.Развивать поисковую деятельность (развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям, поступкам.)

2.Формировать системные представления об окружающем мире.

3.Познакомить с правилами поведения в лесу сформировать привычку их соблюдения.

4.Формировать умения и навыки, самостоятельно находить решение проблемы.

У детей возникли темы индивидуальных исследований:

·                   «Что такое компас?»

·                    «Как не заблудиться в лесу?»

·                    «Где север, где юг?»

·                    «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут»

·                    «Зеленая аптека»

·                    «Не зная броду, не лезь в воду»

Затем совместно с детьми определили цель исследования – дети отвечали себе и другим на вопрос о том, зачем им необходимо проводить исследования. Для решения поставленной проблемы требуется гипотеза  - предположение. Дошкольники постоянно выдвигают различные предположения по поводу того, что они слышат, видят, чувствуют. В работе с детьми важно стимулировать их к созданию гипотез по принципу  « чем больше, тем лучше». Здесь годятся даже фантастические идеи.

Хочется отметить, что умение выдвигать гипотезы  ребёнком тесно связано с умением ставить им вопросы и искать на них ответы разными способами.

                   У дошкольников возникли следующие гипотезы:

«Что такое компас?»

Гипотеза: Я слышал, что есть такой прибор. Я хотел бы научиться им пользоваться. Может быть, он поможет мне не заблудиться?

«Как не заблудиться в лесу?»

 Гипотеза: Я думаю можно поискать приметы среди растений, насекомых, раз мы оказались среди них.

 3.  «Где север, где юг?»

 Гипотеза: Я думаю, что это какая-то часть земли. Я слышала об этом в сказке

                     « Цветик - семицветик» В. Катаева.

«Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут»

Гипотеза: Я думаю, что природу необходимо изучать. Ведь рядом с хорошими грибами и ягодами растут очень опасные растения, особенно для детей.

«Не зная броду, не лезь в воду»

Гипотеза: Я думаю, что вода может быть опасной, особенной весной»

 Совместно с детьми определили,  какими методами нам необходимо воспользоваться при решении нашей проблемы. Для дошкольника доступны следующие методы исследования:

- подумать самостоятельно;

- посмотреть книги, энциклопедии по интересующему вопросу;

- познакомиться с фильмами по теме исследования;

- обратится к компьютеру;

- понаблюдать;

- провести эксперимент.

У каждого ребёнка есть  специальная  « папка исследователя». С этой папкой он передвигается в некотором пространстве проектной деятельности. Узнал что-то новое, нарисовал – записал, положил в папку.

Но, все-таки, занятия остаются главным источником сбора информации у детей дошкольного возраста. Занятия строятся по принципу «От знания опасностей – в мир безопасностей», входят они в раздел программы по дошкольному воспитанию «Ознакомление с окружающим миром». Главная цель этих занятий, которую мы ставим перед собой, – это формирование у старших дошкольников готовности к самосохранительному поведению в чрезвычайных ситуациях. Такие психологические особенности ребенка, как впечатлительность, эмоциональность, желание докопаться до сути явлений и пойти на риск обуславливают поведение ребенка в опасной ситуации и способствуют его уязвимости.

Занятия носят разнообразный характер. Это и занятия-беседы: «Что такое безопасность?», «Зачем грибы в лесу? Коварные двойники». И занятия, содержащие демонстрационные опыты: «Как не заблудиться в лесу?» Детям демонстрировались образцы коры березы с южной и северной стороны, их они рассматривали через лупу и делали соответствующие выводы. И занятия, включающие элементы самостоятельного экспериментирования: «Где растут грибы?».  Занятия, построенные на художественных произведениях. Дети дошкольники способны к внимательному вдумчивому слушанию текстов. Они легко пересказывают основные идеи других людей, но и сопоставляют их с обыденными представлениями.  Практические занятия в форме сюжетно-ролевых игр с использованием ситуационного способа воспитания (ребенку предлагается конкретная ситуация, дается несколько вариантов ответов, из которых он должен выбрать только один – правильный или ребенок должен выбрать правильные и неправильные ответы, или найти сам, свой выход из данной ситуации). Особую роль мы отводили дидактическим играм. Для детей особый интерес представляют игры с перфокартами: «Чьи следы?», «Растение. Какое оно?», «Вот они – грибы».

Проектная деятельность, в отличие  от традиционной учебной деятельности, не предполагает жестко организованных занятий. В системе занятий акцент смещается с репродуктивной деятельности  и пассивного усвоения знаний на исследовательскую практику.

Так с детьми была проведена экспедиция в лесополосу поселка Южный, где юные исследователи применяли свои знания на практике. Экспедиция – содержательная форма организации исследовательской деятельности детей. Она включает не только сбор материала для работы над самостоятельным исследованием, но здесь происходит очень важный процесс становления у ребенка исследовательской позиции по отношению к миру, другим людям, самому себе. У детей возникло много вопросов. На некоторые  из них они смогли найти ответы уже в ходе экспедиции. Маленькие исследователи выразили желание самостоятельно продолжить изучение нерешенных вопросов.

Постоянным спутником исследовательского метода обучения  служат экскурсии. Они используются при проведении детьми собственных исследований. Экскурсия помогает изучать разные объекты в их реальном окружении, в действиях, дает большой материал для собственных наблюдений, анализа и осмысления. Известно, что познание «начинается с удивления тому, что обыденно». Юные исследователи посетили школу № 57 кабинет биологии, где старшеклассники им рассказали о правилах поведения в лесу, продемонстрировали наглядные плакаты и муляжи ядовитых и неядовитых грибов и растений, а также сделали выставку разных существующих компасов. Экскурсия в библиотеку помогла не только узнать об интересующей их проблеме, но и познакомила их с художественной литературой по данному вопросу. Посещение библиотеки очень важно  для наших воспитанников. Они не только здесь узнают о новых книгах, но и приучаются к их бережному отношению с малых лет.

Когда сбор информации ребенком завершен, обобщаем и систематизируем накопленный детьми материал. В это момент мы предлагаем детям задания рефлексивного характера. Эти задания учат детей осмысливать проделанную им работу, видеть ее составляющие, условия успеха. Юные исследователи отвечают на следующие вопросы:

- Как ты задумал выполнить работу? Как действовал? Почему?

- Расскажи все по порядку.

- Оцени свою работу. Что ты можешь сказать?

- Кому бы тебе хотелось рассказать о своих успехах?

- Что (какое качество, черта твоего характера) помогло тебе справиться с этой работой?

- Что у тебя получилось лучше (хуже)  всего?

- Что было в твоей работе самым трудным, интересным, веселым, приятным, загадочным?

- Какие знания и умение пригодились тебе, чтобы справиться?

- Что ты узнал нового, чему научился?

Эти вопросы помогают ребенку осмыслить не только результат, но и ход своей деятельности, уловить момент собственного развития в процессе учения и увидеть его пути.

Одним из самых важных в методическом отношении этапов реализации исследовательского и проектного обучения, на мой взгляд, является защита детских исследовательских работ и творческих проектов. Без него исследование не может считаться завершенным.

Цель презентации проекта – публично представить свою работу. Такое представление достаточно сложно для дошкольника. Возникшее волнение может помешать изложить итоги своей работы, выслушать вопросы и отреагировать на суждения присутствующих. Способность представить свою работу публично важна как свидетельство уровня развития эмоционального интеллекта ребенка.

Дети представили:

- стендовую презентацию  «Не зная броду, не лезь в воду», «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут»;

         - публичный доклад «Что такое компас?», «Как не заблудиться в лесу?», «Зеленая аптека»;

           - выступление с демонстрацией практических умений и навыков «Где север, где юг»

На подготовительном этапе  с родителями воспитанников обсудили вопросы, связанные с проектной деятельностью, определили цели и задачи проекта, составили список необходимого оборудования, подготовили методическую и художественную литературу, дидактические игры по теме проекта.  Приобрели необходимый дидактический материал для практических занятий. Были предложены примерные планы совместной деятельности дома родителей с детьми. Для разъяснения актуальности предлагаемой темы были составлены и проведены консультации для родителей. На родительских собраниях обсуждались возникающие трудности, и проходил обмен накопленным опытом. Родители принимали активное участие в обогащении предметно-развивающей среды, приглашались на открытые мероприятия, вовлекались в выполнение творческих заданий.

Для популяризации проектной деятельности в детском саду был составлен план взаимодействия с сотрудниками детского сада. Здесь проводились следующие мероприятия: презентация детских проектов, выпуск газет по проектной деятельности.